|
|||
Главная
Неврология
Механизмы развития неврозов
Механизмы развития неврозовПатогенез неврозов. Чрезвычайная актуальность проблемы неврозов в общей патологии человека породила множество концепций их патогенеза. Важнейшие из них следующие. Гештальт-теория неврозов. В. 1969 г. Ф.Перлз разработал оригинальную теорию механизмов функционирования личности человека и взаимосвязанных с ней принципов лечения функциональных нарушений. Согласно его представлениям основой процесса восприятия внешнего мира у всех живых существ является принцип формирования в сознании целостных форм или фигур (гештальтов). Если по каким-то причинам формирование целостного образа не происходит, накапливающиеся в сознании незавершенные образы (формы, ситуации) создают состояния внутреннего напряжения и приводят к нарушениям функций ("деструктивной дезинтеграции личности"). Поведение человека, по Ф.Перлзу, формируется под влиянием стремления к созданию завершенных форм и ситуаций. Таким образом, всякая неудовлетворенная потребность человека представляет собой незавершенную форму, и цель психической деятельности заключается в частности в том, чтобы достигнуть правильного иерархического определения потребностей, последовательности их удовлетворения. Неврозообразующими факторами, согласно теории Ф.Перлза, являются накопление незавершенных гештальтов и нарушения в процессе установления последовательности удовлетворения потребностей под влиянием противоречивой мотивации. Равновесие гештальтов - основа психического здоровья. Гештальт-теория рассматривает сознание человека как основной инструмент для поддержания оптимального равновесия между индивидом и окружающим миром, основными процессами, происходящими в нем, является интеграция потоков информации о внешнем мире с формированием способностей "знать", "различать", "отдавать себе отчет" и т.п. Сознание обеспечивает течение чрезвычайно важных для деятельности человека процессов саморегуляции, направленных на поддержание оптимального равновесия между индивидом и внешней средой. Для определения основных пяти форм нарушений такого равновесия Ф.Перлз предлагает термины: итроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлюэнция. В качестве терапевтических приемов для восстановления нарушенных равновесных взаимоотношений между индивидом и внешним миром гештальт-терапия предлагает ряд приемов, в том числе игр и так называемых "принципов", которыми должен руководствоваться пациент в восприятии внешнего мира (принцип непрерывности сознания, принцип "теперь" и др.). Практически работа с пациентом представляет собой занятия психотерапевта в малых группах длительно, по 2-3 часа 1-2 раза в неделю. Гештальт-терапия хорошо зарекомендовала себя в лечении неврозов. Попытки применения ее в работе с больными психозами существенного эффекта не дали. Суггестивная теория патогенеза неврозов. Данная теория, отражающая собственные представления автора о патогенезе неврозов, исходит из следующих положений. Главным отличием человека от представителей животного мира является его способность усваивать и передавать видовой опыт не только с помощью генетического кода, но также при помощи понятий, зашифрованных в звуковой и письменной речи - в словах. Следует различать два основных типа речи: информационную речь, проходящую контроль логического мышления или цензуры, и суггестивную речь, не подвергающуюся такой цензуре. При допущении названных предпосылок мы определяем человеческую личность со всеми ее взглядами, убеждениями, привычками как совокупность состоявшихся прежде суггестии. Суггестированные понятия предопределяют основные, типичные реакции человека не только на вербальные стимулы, но и его разнообазные поведенческие стереотипы в самых различных жизненных ситуациях, прежде всего в эмоционально окрашенных, "маркированных" эмоциями. Процесс воспитания, являющийся ни чем иным, как методом введения и закрепления взаимосвязанных системных суггестии, является таким образом основой для создания алгоритмов выработки оптимальных решений. При воздействиях информационным вербальным сигналом последний анализируется и цензурируется активным сознанием, повреждающее воздействие слова снижается до минимального уровня. Психотравмирующие свойства слова проявляются только в том случае, если оно воспринимается на фоне измененного эмоционального состояния или взаимосвязанного с ним психогенно суженного состояния сознания. При суггестивных воздействиях происходит сопоставление нового суггестивного сигнала с предыдущими, установление их взаимного соответствия. Если новая суггестия, содержащаяся в полученном словесном воздействии, не противоречит предыдущим суггестированным установкам, происходит ее закрепление, "встраивание" в систему предшествующего жизненного опыта. В противоположном случае возникает весьма болезненный для пациента процесс конкурентной борьбы суггестии в подсознании. И если исход такой борьбы не определяется, возникает состояние невроза. Вот почему в обычном состоянии, вне сильного эмоцонального напряжения, когда работают механизмы логической цензуры, слово воспринимается в основном в качестве информационного сигнала и не вызывает невроза. Но те же воздействия, произведенные в состоянии сильного эмоционального напряжения, могут приводить к эффектам неврогизации. Пoд peд. проф. А. Скоромца "Механизмы развития неврозов" и другие статьи из раздела Справочник по неврологии
Читайте также в этом разделе: |
|||
|
Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и не являются публичной офертой.
Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций.
ООО «ТН-Клиника» не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации,
размещенной на данной странице.
ЕСТЬ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С ВРАЧОМ
|